Консультация
" Создание
условий для поддержки
детской инициативы "
«Что такое
инициатива?
Это то, что человек делает так,
как надо, хотя его об этом не просят»
Элберт Грин Хаббард.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый
исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него
своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на
происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где
много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и
неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его
жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает
фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала
ребенка.
Чем беззаветнее ребенок отдается собственной
активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной
деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к
воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия
ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная
активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников
возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых
характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.
Специфические виды деятельности развиваются, порой,
без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их
истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится
экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности.
Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и
пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала
примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет», перекладывает
кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может
бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек –
чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести»
целую бутылочку «Фейри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри; использует целый
кг гвоздей, забивая в одну небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.
Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная
деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть
созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной
активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть
разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна
стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать
индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
-
родители должны быть в курсе всего, что происходит в
жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в
поиске нового и т. д.
При организации работы в этом направлении нужно
поддерживаться следующих принципов:
• Деятельности - стимулирование детей на активный
поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в
самостоятельной деятельности.
• Вариативности - предоставление ребенку возможности
для оптимального самовыражения через осуществление права выбора,
самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативности - создание ситуаций, в которых
ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и
индивидуальную деятельность.
Развитие
самостоятельности у детей дошкольного возраста
Родители начинают задумываться о воспитании
самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс. На самом
деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном
возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы
жизни. О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а
именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и
уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.
Ключевые
составляющие детской самостоятельности
Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного
возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых
составляющих:
- инициативность
- целеустремленность
- самоконтроль
Именно в такой последовательности должна
формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее
развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в
школу.
Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2
года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол.
Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и
их инициатива не несет никакого положительного результата. Только когда ребенок
начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу
можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.
Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы
выполняете те или иные действия.
Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая
же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь
развитию целеустремленности — умения сосредоточиться на выполнении задачи до
достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с
поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и
наказывать его не стоит.
Похвалите его за настойчивость и целеустремленность
и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и
кроху.
Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам
ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда — ошибся.
Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости
наказания со стороны родителей. Именно это умение является завершающим на
первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника. Со временем ему
придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и
школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему
независимым человеком.
Этапы
развития самостоятельности дошколят
Первые признаки самостоятельности проявляются у
детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят
родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего
возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет,
независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.
С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.
В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте,
чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою
комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться
без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.
При всем желании мамы проводить со своим чадом как
можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе
занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то
чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без
подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.
Игры на
развитие самостоятельности
«Человек к человеку»
Для игры необходимо нечетное число игроков. Все
игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все
участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с
партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира
продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу»,
«Пятка к пятке», «Ухо к уху».
«Поздороваться
носами»
За 1 минуту поздороваться с как можно большим
количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и
т.д.
«На одну букву»
Каждый желающий может предложить букву, начиная с
которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся
в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой
начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто
назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3
"Поздороваться за руку с
максимальным количеством людей"
Каждый должен
за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным
количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо
пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть
свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с
которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает:
"Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?"
Выявляются несколько лучших.
«Я никогда не…»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый
игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я
никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает
один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает
тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
"Представиться
по-разному"
Каждый человек
в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово,
прочитать стихотворение и т.п.
"Кто соберет больше всего шишек?"
Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.
Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.
Игра " Скачки на шариках"( у кого дольше не лопнет)
Шарик зажимается между ног и ребенок
должен побежать или пройти определенное расстояние, если шарики у все целы,
дети должны начать прыгать. Победителю приз.
25 практических рекомендаций по воспитанию самостоятельности у детей.
25 практических рекомендаций по воспитанию самостоятельности у детей.
Рекомендации
родителям:
1.
Поощряйте все проявления
самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для
самостоятельной игры или занятия
2. Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу.
Интересуйтесь его мнением
3. Предоставляйте ребёнку выбор ("Что ты хочешь надеть: эти штаны, или
эти?", "Куда теперь пойдём?")
4. Помогайте ребёнку там, где он просит
5. Развивайте кругозор ребёнка
6. Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы
концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на
том, как можно улучшить дело
7. Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или
бездействия)
8. Когда ребёнок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени
для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно. Помогите, когда он вас
попросит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой
самостоятельно ребёнок пока справиться не может. В той части работы, которую он
может сделать сам помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребёнком
приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребёнком больше
похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребёнка-наблюдателя (который
смотрит, как "правильно" играть с игрушкой)
9. Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование,
музыка и т.д.)
10.
Старайтесь покупать игрушки по типу
конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и
разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
11. Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может
сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют
делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
12.
Старайтесь всегда выполнять свои
обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости.
Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою
деятельность
13.
Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в
конструктор - убери его на место. Вылил молоко на пол - вытри тряпкой и т.п.
Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут
начать лучше организовывать свою деятельность
14.
Если ребёнок начинает что-то делать не
правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это
15.
Ребёнку необходимо иметь своё собственное
пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната)
16.
Запрещая что-то делать ребёнку не
забудьте ему сказать, что делать можно
17.
Соблюдение режима дня позволяет
формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему
лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше
визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске
18.
Обеспечьте вашему ребёнку возможность
играть в сюжетно-ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми
19.
На определённом этапе своего развития
дети начинают играть с предметами-заменителями. Вместо машинки можно
использовать кубик. Вместо куклы - свечку и т.д. Это важный этап развития
ребёнка. В это время развивается творческое начало ребёнка. Сегодня в детских
магазинах продаётся большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и
некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки,
забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаиках,
забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей всё реже
возникает потребность играть с предметами-заменителями, а значит меньше
развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью
20.
Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, -
разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается)
21.
Не стоит стараться ограждать своего
ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить
своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её
посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок
действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим,
он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в
ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того,
как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других
людей
22.
Приобщайте ребёнка к планированию сложных
дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
23.
Позволяйте ребёнку участвовать в домашних
делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
24.
Позволяйте ребёнку участвовать в процессе
одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже
может. (Роман Левыкин)
Советы по
воспитанию самостоятельности малыша
Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и
воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за
тем, как родители выполняют какое-то дело. Затем работа выполняется совместными
усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но
под неусыпным контролем взрослых. Завершающая стадия позволяет малышу
самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.
Для освоения и закрепления навыков обязательно
выполнение трех условий.
1.
ребенок должен проявить инициативу и
захотеть выполнить работу самостоятельно.
2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха
сможет преодолеть.
3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
- Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием
возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его
выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог
смело демонстрировать свои достижения.
В такой перечень можно со временем добавлять мелкие
хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не
противился своим обязанностям, став постарше.
- Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную
свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае
ребенку предоставляется две альтернативы.
Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а
в качестве пункта назначения прогулки — детскую площадку или парк. Возможность
делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать
свои решения.
- В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить
ему понять последствия своих поступков.
Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку
идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на
следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его
поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское
желание пробовать делать что-либо своими силами.
- Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте
ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что
такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для
семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности
песня про необитаемый остров.
Среда
для воспитания самостоятельного ребенка
Воспитание самостоятельности начинается с
обустройства соответствующей среды в доме.
- Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему
ложиться и вставать по организованному вами режиму.
- Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог
без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами
творчества.
- Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами
в пределах досягаемости малыша.
- Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на
правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы,
необходимые для наведения красоты.
- Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для
одежды должны быть на доступной высоте.
- Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не
соответствуют сезону, тогда малыш не попытается надеть футболку зимой, а
свитер — летом.
- Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам
складывал в нее вещи по мере загрязнения.
Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна
проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную
комнату.
- Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до
крана, мыла, зубной щетки и пасты.
- Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легкодоступны.
- На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха
будет самостоятельно сервировать стол.
- Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить
ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
- Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и
привлекайте его к приготовлению любимых блюд.
Ошибки
родителей: инфантильность и синдром беспомощности
Две самых грубых ошибки родителей при воспитании
самостоятельной личности — это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.
В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором
— развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти
независимой и самодостаточной личностью.
Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего
кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно
знакомые действия, он постепенно теряет инициативность. Жажда независимости
ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не
может занять себя самостоятельно. При попустительстве со стороны взрослых такой
ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него
придется делать маме.
Другая сторона медали — это полное отсутствие поддержки со стороны
родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации
постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети
могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни
малейшего интереса. Вырастить
ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения,
заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость
своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы
каждый день радоваться его новым достижениям. ( использованы материалы //viline.tv/article/razvitie-samostoatelnosti-u-detej-doskolnogo-vozrasta)
Тест «Сможете ли вы воспитать вашего ребенка
как творческую личность?»
Мы предлагаем
Вашему вниманию небольшой тест, позволяющий оценить, все ли Вы делаете
для развития творческих способностей ребенка.
Если больше
чем на 15 вопросов Вы ответили утвердительно, то в Вашем доме царит атмосфера,
благотворно влияющая на развитие творческого потенциала ребенка.
Если
положительных ответов от 15 до 10, то Вам стоит заинтересоваться творчеством
Вашего сына или дочери. Вполне возможно он (она) нуждается в Вашем признании, а
Вы – в совместном проведении досуга.
Ну, а если
положительных ответов меньше 10, то Вам необходимо стать ближе к Вашему
ребенку, уделять ему больше времени и демонстрировать свою заинтересованность в
его творческих проявлениях.
ТЕСТ
1. На все «Что? Где? Как? и Почему?» моего ребенка,
я всегда честно отвечаю и стараюсь разъяснить все так, чтобы ему было понятно.
2. Я отношусь внимательно и серьезно ко всем
высказываниям своего ребенка.
3. У нас дома есть специальное место, где ребенок
может выставлять свои произведения.
4. Я не буду ругать ребенка за творческий
беспорядок, если он еще не закончил работу.
5. У моего ребенка есть своя комната или часть
комнаты только для его творческих увлечений.
6. Говорю ребенку, что он дорог мне, такой как есть,
не зависимо от его достижений.
7. Стараюсь давать ребенку задания, с которыми он
может справиться.
8. Подталкиваю ребенка к тому, чтобы он сам
размышлял и принимал самостоятельные решения.
9. По возможности езжу с ребенком в разные интересные
места.
10. Никогда не говорю, что мой ребенок хуже, чем
другие дети его возраста.
11. Я никогда не унижаю своего ребенка.
12. Я стараюсь обеспечить ребенка книгами и
материалами по той теме, которая ему интересна.
13. Стараюсь научить своего ребенка мыслить
самостоятельно
14. Часто читаю своему ребенку книги или журналы
15. Стараюсь подтолкнуть ребенка пофантазировать
16. Каждый день я выделяю время, когда могу побыть с
ребенком наедине
17. Я привлекаю ребенка к планированию семейных дел
и отдыха.
18. Я не напоминаю ребенку о его ошибках
19. Часто хвалю ребенка за его успехи, но не хвалю
его просто так, если он не сделал ничего примечательного.
20. Стараюсь научить ребенка свободно общаться с
людьми любого возраста.
21. Даю возможность ребенку играть с ветками,
крышками от банок, камнями и так далее.
22. У нас с ребенком нет тем, которые мы не могли бы
обсудить вместе
Как определить способности Вашего ребёнка?
Ответьте на следующие вопросы:
·
Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
·
Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
·
Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
·
Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
·
Ваш ребенок особенно грациозно движется?
·
Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь
и т.д.?
·
Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
·
Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на
велосипеде?
·
Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
· Во
время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
·
Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша
звуки?
·
Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
·
Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
·
Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
·
Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он
сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
·
Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
·
Ваш ребенок комментирует различные звуки?
·
Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает
того-то и того-то".
·
Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и
чего не сумеет сделать?
Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.
Консультация
для родителей
Как
часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи
под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом
важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук
происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику
рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают
за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую
моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем
эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,
писать, одеваться и т. д
И, конечно, в старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна
стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика
- одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметных действий, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка).
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук,
происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в
разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно
поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями
всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными,
чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо
постепенно овладевать разными движениями запястья.
Какие же
упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые
игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. Многие игры
Рекомендуется
использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется
отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и
для
напряжения, и для расслабления, и
растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и
амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным
реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Необходимо
помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус
коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной
судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения:
статические (удержание приданной
пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую),
расслабляющие(нормализующие мышечный
тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное
использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает
достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним
можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения
детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками,
любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым
“инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений
и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые
движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки,
совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего,
гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка
трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской
терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров -
мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.
Для получения
максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким
образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также
использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность
пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от
3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя
за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в
контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у
детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или
учебной ситуацией.
2. Игры с
крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее
действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать
между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами
обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно
научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка,
пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и
макароны, сушки и т. п.
подходят для
развития мелкой моторики различные конструкторы.
Можно
составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев
деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Можно
предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких
предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких
предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!Прекрасно
3. Лепка из пластилина, глины и
соленого теста.
Можно делать
единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете
лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски,
колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество
мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка
делаем лепешку или монетку. (Можно
надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить
отпечаток.)
Оклеиваем
полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина
заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание
пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка
геометрических фигур, цифр, букв.
4. Шнуровки - зачем они?
Сейчас в
продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно
разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку
предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к
которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи,
новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы,
башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого
безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для
шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных
переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из
ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью
шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори,
родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
5. Рисование, раскрашивание.
5. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких
видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития
согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления
двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать
аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося
нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие
представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к
действительности, но формируются элементарные графические умения, столь
необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся
правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную
изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать
можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью.
Рисование различными материалами
требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от
пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует
развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении
рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения
линий.
Для начала хорошо использовать:
•обводку
плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце,
собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели
формочки для приготовления печений или кексов;
•рисование
по опорным точкам; .
Также можно
использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на
лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой
лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша,
фломастера.
Набрызг: кисть
опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью
пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист
бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или
фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение
красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для
создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему
порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми
пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета,
а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д.
Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно
раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
Для маленьких
детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски
можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т.
д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.
Кроме работы по
развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики
могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и
развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок;
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и
развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так
далее.
Заданий и
упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании,
особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно.
И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его
возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого
раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,
самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей
конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут
развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.



Сайт замечательный!!! :)
ОтветитьУдалитьСПАСИБО!
ОтветитьУдалитьБлагодарю!
ОтветитьУдалить