Воспоминания детства.… У каждого они свои. Для меня – это
счастливое беззаботное время и рядом всегда мои многочисленные
племянники. «Возня» с ними совсем не обременяла. Сшить военную пилотку и
построить шалаш мальчишкам, обновить наряды куклам, сделать бусы и браслеты
девчонкам – это так увлекательно. А в награду получить весёлый, радостный смех.
Поэтому, после окончания школы, вопрос «Куда пойти учиться?» даже не стоял.
Никто из моих родных не сомневался, что я стану воспитателем или учителем. Не
сомневалась и я – поступила в Ирбитское педагогическое училище. «Ничего
сложного в профессии педагога нет, чтобы добиться успеха, нужно просто любить
детей» - так думала я, переступая порог этого учреждения. Но оказалось, всё не
так просто. Меня ожидал долгий, кропотливый труд: педагогика, психология,
выразительное чтение и даже игра на аккордеоне. Я до сих пор бесконечно
благодарна педагогам, которые заложили в нас, учащихся, зерно знаний, дали
отправную точку и помогли окончательно утвердиться в выборе профессии.
И вот я,
дипломированный специалист, пришла в детский сад в полной уверенности, что уж
теперь-то я знаю о воспитании детей всё, но не тут-то было…
С той поры прошло уже 29 лет, а я понимаю, как много ещё нужно
понять, переосмыслить. Я постоянно совершенствую своё мастерство, использую
достижения педагогической науки и передовой практики, осваиваю инновационные
технологии и методики. Будто иду по длинной дороге, а впереди открываются всё
новые и новые горизонты. Невозможно научить тому, чего ты не умеешь сам, вот и
приходится постоянно совершенствоваться, узнавать новое.
Хотя, зачастую бывает, что новое – это хорошо забытое старое и
нужно всего-то, «порыться» в памяти, чему там нас учит веками сохраняемая
народная мудрость? И всё встанет на свои места. Опытный педагог всегда найдёт баланс между старым и новым. Ведь
только тот, «кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем»
(Конфуций).
Так кто же такой воспитатель? Обратимся к Википедии. «Воспитатель
(воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком
смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в
учебно-воспитательном учреждении».
Какое сухое, строгое определение. Мне думается иначе. Воспитатель
– это уже не просто профессия, а образ жизни, мыслей, поступков. Быть
воспитателем, значит найти внутри себя ребёнка, хотеть и уметь снова и снова
проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и
познавать вместе с ним. В связи с этим вспоминаю слова одной родительницы:
«Привожу свою годовалую дочку в детский сад к воспитателю, а нас встречает
милая девочка с косой». Как не потерять то чувство новизны, радости от общения
с детьми, ту восторженную «девочку», которой я когда-то была? Может быть, не
стоит возвышаться над детьми как Гулливер в стране лилипутов, а быть и творить
вместе с ними.
У детей свой творческий взгляд на мир. Я не перестаю удивляться,
как наивность соседствует в них с мудростью? Порой дети своими умозаключениями
могут поставить в тупик даже опытного педагога. Поставить в тупик и заставить
загореться новыми идеями, которых у малышей не счесть. Что ещё придумают мои
непоседы? Каждое утро в группе начинается с обсуждения этих идей. Тот услышал
новость по телевидению, а другой прочитал с родителями в книге, третий нашёл
что-то интересное в жизненной ситуации. Услышан будет каждый, ведь это так
важно, быть услышанным в любом возрасте. А дальше моя задача, как воспитателя,
заключается в том, чтобы помочь реализовать идеи, пробудить желание самим
пройти этот путь, найти истину. А еще вовремя заметить и развить даже самые
крошечные задатки ребёнка, ту «божью искру», которая с рождения заложена в
каждом. И воспитывать не вундеркинда, а в первую очередь человека, который не
будет уметь и знать всё на свете, но будет любознательным, инициативным,
самостоятельным, умеющим воображать, фантазировать, принимать решения, нести
ответственность.
Думаю, что педагогу не нужно стремиться к достижению какого-то
звездного успеха, необходимо быть честным и достойным в выбранной профессии. И
тогда с радостью увидишь, как в результате твоей работы робкие становятся
смелее, агрессивные – покладистей, пассивные – активно участвуют во всех
начинаниях и день ото дня становятся лучше, умнее, добрее.
Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение
взрослого с живой душой ребёнка. Великий педагог И.Г. Песталоцци сказал: «Если
не любить, то не имеешь права воспитывать». И сейчас, как и в начале пути, я
говорю «Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно просто любить детей».
Детство – волшебный мир ярких красок, где деревья - живые
великаны, а до луны можно дотронуться рукой. Детство, время, когда на губах
вечно смех, а на душе всегда мир. Пусть всегда будет так!
Комментариев нет:
Отправить комментарий