«Игры на межполушарное взаимодействие»
От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками.
Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески.
Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Предлагаем вашему вниманию цикл игр «Двумя руками»!
Ребенок с удовольствием согласится поиграть и весело провести время.
Работа одновременно двумя руками гармонизирует работу правого и левого полушарий, что очень важно для правильного развития ребёнка и является необходимой основой для подготовки к школе.
Мы предлагаем вашему вниманию игры, в которые наши дети с удовольствием играют и развиваются. Игра
Игры для развития межполушарного взаимодействия:
«Закрой картинки двумя руками»;
"Классики"; "Цветные дорожки двумя руками",
"Нарисуй фигуры одновременно двумя руками",
"Двумя руками по разным дорожкам" и т.д.
Цель: развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию
Возраст: от 5 лет
Правила: ребёнку предлагается на игровом поле найти одинаковые картинки и закрывать их одновременно двумя руками.
/идея взята: https://vk.com/podgotovishkaru/
«Аква-гимнастика и биоэнергопластика для пальчиков и рук — стимулятор речевой деятельности детей 2-3 лет»
Невозможно переоценить роль родного
языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать
окружающий мир и является средством общения.
Ранний возраст наиболее благоприятен для
закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса
ко всему, что нас окружает. Большую роль в развитии речи детей играют
специальные игры и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их
организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных
сторон речи.
С каждым годом увеличивается количество
детей раннего возраста, имеющих речевые проблемы. В решении проблемы развития
речи детей раннего возраста, нам помогут инновационные формы, методы и приёмы,
с помощью которых происходит развитие речи. Доказано, что уровень развития
детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького
ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Сегодня я вам представлю такие методы
речевого развития детей 2-3 лет, как аквагимнастика и биоэнергопластика.
Аквагимнастика для пальчиков и рук – это
занимательные игры в воде.
Ни для кого не секрет, что маленькие
дети любят игры с водой.
Суть метода заключается в следующем. В
ёмкость (например, таз) наливаем немного воды, вода должна быть комфортной
температуры 37 градусов, постепенно снижать температуру до комнатной. На дно
миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и
цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. предлагаем детям
собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам, выложить
узор из палочек и т.д. Включая наше воображение, пальчики превращаются в
осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или
находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Время занятий, начиная
от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.
Видео
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук
под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности
воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Видео
Эффективен массаж в воде с предметами
-прокатывание между ладонями мячика
су-джок, бигуди, бусинок
-прокатывание предметов по дну
минибассейна
-прокатывание по тыльной стороне руки и
т.д.
Биоэнергопластика – это соединение
движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика оптимизирует
психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем
параметрам. При выполнении упражнений можно использовать музыкальное
сопровождение.
Соединим аквагимнастику с
артикуляционной гимнастикой.
«Лошадка» - щелкать языком и в такт
«скакать» ладошкой по воде
«Индюки» - быстро облизывать верхнюю
губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде
«Часики» - языком выполняем движения
влево – вправо, указательным пальцем ведущей руки выполняем движения по воде
влево – вправо
Применение аквагимнастики с биоэнергопластикой
способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует
развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации
движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Кроме того, игры с водой создают у детей
радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и
полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика
для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
Воспитатель Быкова А.С.
МБДОУ «Детский сад №22»
«Развитие
инициативы и творчества дошкольников
в продуктивных видах деятельности»
Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития
всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно
выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные
способности.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты самостоятельной творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!
• Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития творческих способностей у детей.
Что такое творчество?
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Что дает творчество человеку - ребенку?
Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
Что необходимо сделать, чтобы детская инициатива и творчество развивалось?
А в каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка? (продуктивная деятельность)
Что же такое продуктивная деятельность?
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов .
Какова же цель педагога в этом направлении?
ЦЕЛЬ педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности инициативы и творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
> Создание эмоционально-положительного настроения.
> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
> Знакомство с сенсорными эталонами.
> Развитие мелкой моторики рук.
> Активизация словаря.
> Развитие умений по продуктивной деятельности.
> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
- Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?
• развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей .
• формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.
• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.
• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными .
• Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.
Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.
Мастер-класс «Развитие инициативы дошкольников посредством технологии
«Лэпбук»»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и поддержки детской инициативы на основе
использования лэпбука.
Задачи:
1. Познакомить с технологией лэпбук.
2. Показать возможности технологии лэпбук в систематизации,
структурировании информации.
3. Повысить уровень мастерства педагогов.
Ход мастер-класса:
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень
рада видеть вас на мастер-классе.
Развивающаяся педагогика, основанная на
требованиях федерального государственного образовательного стандарта к
дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации
образовательной деятельности в детском саду.
В связи с
этим перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм
сотрудничества с воспитанниками, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам, и
соответствовали бы их возрастным возможностям, с другой стороны наиболее
эффективно решали бы педагогические задачи.
Я хочу предложить вашему вниманию одну сравнительно новую педагогическую
технологию, основанную на любви детей к различного рода секретам, сюрпризам.
Это технология создания таких удивительных книг, как лэпбук.
Именно на такой любви
детей к секретам построена технология создания таких удивительных книг, как
лэпбук.
Слайд 2.
Слайд 3.
Лэпбук (в дословном переводе с английского значит «книга на коленях»)
- это интерактивная тематическая
папка или, как её ещё называют, книга маленьких
секретов и больших открытий, самодельная бумажная книжечка с
кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается
материал по какой-то определенной теме.
Слайд 4.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап
исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения темы. Чтобы
заполнить эту папку, нужно будет выполнить определенные задания, провести
наблюдения, изучить представленный материал.
Слайд 5.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный
материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти
пройденные темы. Работа над лэпбуком позволяет в простой, игровой, доступной
форме дать детям необходимые знания по изучению определённой темы.
Слайд 6.
Эта технология направлена на поддержку детской инициативы. И если младшие
дошкольники играют с лэпбуком, наблюдают за изготовлением этого пособия, то
дети 6-7 лет уже могут вместе со взрослым или самостоятельно придумывать и
создавать свои собственные лэпбуки.
Возможно, вы скажете, что технология не нова, но она не достаточно
распространена в детских садах и, по моему мнению, заслуживает более
пристального внимания, как технология образования.
Слайд 7.
Лэпбук является уникальным средством
обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации
системно-деятельностного подхода к образованию. Он информативен, полифункционален, обладает
дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического
развития, вариативен, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую,
коммуникативную и творческую активность воспитанников.
Слайд 8.
Кроме того, создание лэпбука –
эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители
обеспечивают поддержку:
Организационную
(экскурсии, походы);
Техническую
(фото, видео);
Информационную
(сбор информации для лэпбука);
Мотивационную
(поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Как сделать лэпбук? Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для
этого нам, прежде всего, понадобится идея. Допустим, идея у нас есть (мы все
полны идей) и готовы приступить к ее реализации…
С чего начать?
Слайд 9.
Начнём с темы. Тема для папки может быть любой, как и ее сложность. Но лучше
всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы,
предпочтительно, чтобы тема была связана с комплесно-тематическим
планированием. Увлекательная тема для лэпбука – это то, что заинтересовало
детей прямо сейчас. Если ваши малыши
играют в пожарных дни напролёт и смотрят про них мультфильмы – сделайте лэпбук
«Пожарный спешит на помощь!» это 100% заинтересует детей, и они примут живое
участие в его создании.
Слайд 10.
Далее
разрабатываем план. Лэпбук - это не
просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он
должен включать в себя, какую именно
информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. А для этого
нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Слайд 11.
Далее нужно продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана.
Нарисуйте несколько ориентировочных макетов
на простом листе, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой
информации. И все это разместите на разных элементах.
Слайд 12.
Продумайте, какой вид будут иметь эти элементы (подтемы) и как будет
организована в них информация. Будут ли они в виде кармашка,
блокнотика, мини-книжки, книжки-гармошки, конвертиков разных форм, в которые
вкладывается информация в виде текста, рисунка, картинки, фотографии, игры и
т.д.– ваше творчество.
Слайд 13.
Теперь можно приступать к изготовлению
лэпбука. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную
величину. Размер готового лэпбука
стандартный де-факто по всему миру -
папка А 4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог
самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять
задания в нем, а после занятий поставить папку на полку. Но бывают и большие по
размеру, всё зависит от вашей задумки. Форма лэпбука может быть разной:
стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка; фигурная папка.
Слайд 14.
Какие материалы необходимы для изготовления лэпбука? Картонная папка-основа (ее можно купить готовую, а можно сделать
своими руками) обычная бумага, цветная бумага для принтера, ножницы, клей, степлер, цветные карандаши,
фломастеры, разноцветные ручки скотч,
декоративные элементы для украшения. Готовые шаблоны для кармашков. Картинки,
которые можно скачать в интернете – лучший вариант для новичков.
Однако вы
можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж
и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Практическая
работа.
Слайд 15.
Предлагаю перейти к практике. Для создания лэпбука на тему «Растения
Урала» приглашаю 5 участников. Предварительно мной были приготовлены заготовки
по данной теме, которые помогут вам в
работе. Создайте макет и в соответствии с ним расположите информацию.
Фонограмма
Пока инициативная группа работает, мы с вами тоже поработаем
практически – попробуем составить план и макет по любой интересующей вас теме.
Какую тему вы выбрали? Что получилось? Замечательно!
А сейчас предлагаю познакомиться с лэпбуками, созданными родителями
и детьми моей группы.
Инициативная группа
закончила работу по созданию лэпбука, давайте посмотрим, что у них получилось.
Слайд 16.
Презентация
лэпбука.
И в конце
мастер-класса мне хотелось бы представить вашему вниманию ещё один лэпбук,
называется он «Ваше мнение?».
Я предлагаю
оценить привлекательность для вас
технологии «Лэпбук» при помощи этих смайликов.
Слайд 17.
Благодарю всех за внимание,
спасибо всем участникам за помощь.
Создание условий для поддержки детской
инициативы и творчества
Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все
знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение
окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и
открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей,
событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности,
необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает
перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее
затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой
фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее
развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя
знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на
основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических
видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким
уровнем самостоятельности и оригинальности.
Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого
и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская
сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра -
важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого
процесса детского познания и пронизывает все сферы детской
жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру,
решая проблемную ситуацию – «войдет
- не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу
и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных
кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос:
сколько же воды в стакане?; может «извести» целую
бутылочку «Фейри» взбивая
пену и пуская мыльные пузыри; использует целый кг гвоздей, забивая в одну
небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.
Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная
деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны
быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной
активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему
содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие
поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные
особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка:
чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.
д.
При организации работы в этом направлении мы придерживались
следующих принципов:
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в
совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального
самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из
проблемной ситуации.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может
реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную
деятельность.
Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы
говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной
активности. Здесь важно разнообразие форм и методов
организации детской познавательной деятельности.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию
познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приёмы, как
картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же:
- моделирование ситуаций с участием персонажей,
- индивидуально-личностное общение с ребенком,
- поощрение самостоятельности,
- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах
деятельности,
- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать
познавательную активность и любознательность детей.
Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению,
для поддержки детской инициативы являются следующие:
1. Познавательные занятия
Например, было проведено познавательное занятие "Путешествие в мир
посуды" (в комнате русской
сказки). Детям рассказывали, из чего были сделаны первые ложки, о том,
что первой вилкой была заточенная палочка. Предложили такой палочкой наколоть
кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же
дальше придумал человек, чтобы было удобнее есть? Все вместе пришли к выводу,
что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с
раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у
многих она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.
На следующем занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям
было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке,
табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. В игре-
рассказывании сказки "Три медведя" были использованы игрушки -
медведи, три кроватки, стол, три пенечка, кукла. Создана проблема, как
пенечки превратить в стулья. Сначала дети рассуждали, затем искали в группе то,
что можно использовать для поделки стула. В итоге нашли пластины из набора
строительного материала и подставили их к пенечкам - получились стулья.
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и
экспериментирование.
Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу
и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры
погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах
перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут
быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду,
дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент:
дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты
жиром.
Знакомство с неживой природой проходило через надувание мыльных пузырей,
наблюдение за мыльным пузырем.
3. Наблюдение и труд в уголке природы
Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение,
постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию
предметов рукотворногомира и живой природы.
При изучении темы "Животные севера" - дали детям силуэты
вырезанного из картона белого медведя. Предложили подумать, что можно наклеить
на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети
изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче.
Занесли в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы
веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской,
украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.
Предложив детям шишки, перья, пластилин, скорлупки детского ореха,
задали вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и
конструировали поделки из природного материала. Нам немного приходилось
советовать, как сделать что-нибудь, если возникали проблемы и дети не знали как
их преодолеть.
Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие
тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав что и как можно из
этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.
Занимались преобразованием - делали игрушки из бумаги, занимались
ремонтом книг.
Знакомство с водой происходило в процессе хозяйствено-бытового труда т -
мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины,
пластмассы (быстро впитывают
влагу, плавают, тонут).
5. Самостоятельная деятельность детей
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе
самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать,
запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что
привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко
запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго
сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам:
ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой,
поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при
решении новых задач.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями
мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей,
сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на
необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не
только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает
семью (многие задания выполняются
совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях
родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с
большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты,
организуют фотосессии и многое другое.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее
содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное
взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности
взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития
детской познавательной активности (Галина Карпушенкова ).
Занятие с детьми 6-7 лет
«Защита окружающей среды»
Цель: Формирование основ ответственного
отношения к окружающему миру посредством представлений об отрицательных
последствиях деятельности человека.
Задачи:
Образовательные: закреплять и
расширять знания об экологических проблемах; на доступном содержании показывать
значение и роль причинно-следственных
связей в мире; формировать основы экологической культуры в процессе
ознакомления дошкольников с миром через исследовательскую деятельность;
Воспитательные: воспитывать
осознано-правильное, гуманное отношение к объектам окружающей действительности;
Развивающие: развивать
умение делать выводы, умозаключения; развивать коммуникативные умения, эмоционально-нравственную
сферу – желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения
проблемы.
Планируемые
результаты:
- усвоены нормы
и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
- дети
проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения;
- позитивные изменения в отношении
воспитанников к природе.
Материалы:
презентация; журналы; символы; панно; картинки; удостоверения, диск, оборудование для опытов.
Ход:
Вводная часть
Сл 1. Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть
вас. Вижу, настроение у всех отличное,
значит, пришло время поиграть. Я очень люблю природу, а вы? И сегодня я - член
организации, защищающей природу.
Сл 2. Называется она «Гринпис» - зелёный мир.
Мне необходимо собрать команду для экспедиции, которая будет исследовать
состояние природы. Хотели бы вы стать участниками этой экспедиции?
Основная часть.
Давайте, для
начала, выясним, что такое природа?
Сл 3.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут там птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Что влияет на
жизнь природы? Вода,
солнечный свет, воздух. Что ещё влияет на природу? Обратимся к специалистам.
Сл 4. Видео «Фиксики об экологии»
Что ещё влияет
на природу? (загрязнение окружающей среды, которое приводит к ухудшению
состояния воды, воздуха и земли). Вручаю вам экспедиционные журналы, куда будут
вноситься все результаты наших исследований. В первой строке вам необходимо
указать, что влияет на природу при помощи символов, находящихся перед вами
Работа с журналами.
Задача нашей
экологической экспедиции - узнать, правда ли то, что загрязнение окружающей
среды влияет на природу. Если да – наметить мероприятия по защите
природы. В первую очередь мы исследуем состояние воздуха.
Сл 5 Город. Какие факторы загрязнения воздуха вы
заметили?
Сл 6 Трубы заводов. Загрязнение чего происходит? Как мы можем помочь
окружающей среде? (ответы детей) Уважаемые экологи, спешу вас порадовать, в
данный момент учёные уже изобрели различные фильтры, при помощи которых
улавливается пыль, грязь и газы от заводских труб.
Сл 7 Автомобили.
- Машины выделяют вредные и ядовитые
вещества и газы. Загрязнение чего происходит? Как мы можем помочь
окружающей среде? Защитники природы рекомендуют чаще гулять пешком,
передвигаться на экологическом транспорте, не выделяющем выхлопные газы.
Мы отправляемся дальше, проверить
состояние воздуха в лесу. Ароматерапия
«Ель».
Сл
8 Лес. Дыхательная гимнастика «В лесу».
С друзьями вместе мы идём.
Не спешим, не отстаём.
В
лесу такая красота.
И
воздуха приятна чистота!
Не
только здесь природой
Можно
любоваться
Но
и дыхательной гимнастикой заняться!
1.
дышать в лесу приятно и легко.
Мы
в лес пришли и дышим глубоко.
2.Лягушка
открывает рот
и
шумно выдыхает… вот
- Подышали лесным воздухом, а теперь, к
делу.
Сл
9 Пожар. Лесной пожар – самый страшный враг леса. Кто страдает от лесных
пожаров? Загрязнение чего происходит? Каковы причины пожара? Чтобы не допустить пожара, достаточно
соблюдать простые правила. Какие?
Сл
10 Вырубка леса. Ещё одна экологическая проблема. А ведь деревья – «легкие» Земли.
Деревья дарят нам кислород для дыхания, защищают воздух от ядовитых газов,
копоти, шума. Представим, что все деревья исчезли? Что произойдет? Что можно
сделать?
Сл
11. Вырубка лесов, осушение озер,
отстрел животных - все это является очень
серьёзной экологической проблемой. Чтобы понять, что чувствуют живые существа,
нужно самим хотя бы ненадолго встать на их место.
Сл 12 Лес. Игра на развитие эмпатии «Девочка и ромашки».
Мы с вами исследовали состояние
воздуха, давайте сделаем заметки в журналах. Работа с журналами.
Следующий объект исследования почва.
Сл 13 Мусор. Что делать с мусором? Куда вывозят мусор?
Сл 14 Свалка. Опять происходит загрязнение
природы. Что можно с этим мусором сделать? Проблема очень серьёзная, поэтому
принимаются любые идеи, даже самые невероятные, возможно, именно ваша идея
поможет сделать наш мир чище. Мозговой
штурм.
Сл 15 Мусорные баки. Отходы могут меньше загрязнять природу,
если их повторно использовать. И отправлять на переработку на
мусороперерабатывающий завод. А для этого мусор
необходимо сортировать. Этим мы сейчас и займёмся. Давайте разделимся на 2
команды. Первая команда будет собирать мусор из пластика и бумаги, вторая –
стекло и органические отходы. Игра
«Сортировка мусора»
- Мы исследовали состояние почвы. Делаем
заметки.
Работа с
журналами.
- Следующий
объект для исследования – вода. Какие водоёмы вы знаете? Отправляемся на море.
Динамическая пауза «Самолёт».
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
1-2-3-4,
Прилетел наш самолёт.
Сл 16. Приятно находится на берегу моря,
слышать плеск волн.
Сл 17 Сточные воды. Из-за сточных вод
остатки удобрений и ядохимикатов, отходов попадают в воду. Что делать? Главной защитой
водоёмов от загрязнения являются очистные сооружения.
Сл 18 Экологическая катастрофа. Иногда на танкерах, перевозящих нефть, случаются аварии и нефть разливается. Что
происходит с обитателями природы? Давайте проверим, хорошо ли будет животным
жить на залитой нефтью территории - проведём опыты в нашей экологической лаборатории.
Опыт с пером «Птица и нефть».
Вывод: Разлив нефти представляют большую
опасность для живой природы.
Результаты
исследования воды заносим в журналы.
Работа с журналами.
Заключительная часть.
Экспедиция
подошла к концу. Мы возвращаемся. По результатам исследований пора подвести
итог. В этом нам помогут журналы. Ученые продолжают бороться с экологическими
проблемами. Вы тоже можете помочь защитить природу, соблюдая простые правила.
Формулировка
экологических правил.
Панно «Город».
Что бы вам хотелось изменить в этой картине.
Практическая работа «Чистый город».
Сегодня вы получаете удостоверения защитников природы и сможете не
только сами бережно относиться к природе, но и научить других. А этот диск
поможет найти пути решения экологических проблем.
Вручение
удостоверений и диска.
С кем вы
хотели бы поделиться информацией?
Благодарю вас дети, мне было очень приятно с вами поработать и поиграть.
Интегрированное
занятие «Ярмарочный коробок»
(младшая группа)
По данной ссылке размещена информация и фотоотчет:
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики старших дошкольников»
fuchsia'>
По данной ссылке размещена информация и фотоотчет:
Комментариев нет:
Отправить комментарий