Основные понятия ФГОС ДО


Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
    Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
    Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
    Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ
• Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
    Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности ребенка;
• Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Индивидуализации  дошкольного образования;
• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
·  Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
· Партнерства с семьей;
• Приобщения детей к социокультурным нормам...;
• Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).
ЗАДАЧИ
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
•  Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала...
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…
•  Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
ПРОГРАММА ДО
• направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные,  социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).
•        Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ 
1.                      Социально-коммуникативное развитие
2.                      Познавательное развитие
3.                      Речевое развитие
4.                      Художественно-эстетическое развитие
5.                       Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
•        Развитие любознательности и познавательной мотивации;
•        Формирование познавательных действий, становление сознания;
•        Развитие воображения и творческой активности;
•        Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие
•        Владение речью как средством общения;
•        Обогащение активного словаря;
•        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
•        Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие
•  Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
•        Становление эстетического отношения к окружающему миру;
•        Формирование элементарных представлений о видах искусства;
•        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
•  Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Физическое развитие
•        Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
•        формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
•        овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1.    Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2.  Экспериментирование с материалами и веществами.
3.  Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
4.  Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
5.  Рассматривание картинок.
6.  Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1.    Игровая.
2.  Коммуникативная.
3.  Познавательно-исследовательская.
4.  Восприятие художественной литературы и фольклора.
5.  Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6.  Конструирование из разного материала.
7.   Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8.  Музыкальная.
9.  Двигательная.
Структура Программы:
•     Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;
•     Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%
Структура образовательного процесса:
1.    Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).
2.  Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.
3.  Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы:
•        Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;
•        Реализуемые Примерные программы;
•        Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
•        Иные характеристики.
Требования к условиям реализации ООПДО
•      Психолого-педагогические условия
•      Кадровые условия
•      Материально-технические условия
•      Финансовые условия
Психолого-педагогические условия
•        Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;
•        Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям...
•        Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
·        Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Оценка индивидуального развития детей
Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
1.      Индивидуализация образования
2.     Оптимизация работы с группой
Психологическая диагностика
•     Используется при необходимости;
•     Проводят квалифицированные специалисты;
•     Только с согласия родителей
Основные компетенции педагогического работника:
•     Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);
•     Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
Построение развивающего образования через…;
•     Взаимодействие с родителями по вопросам образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной
•     Насыщенность среды
•     Трансформируемость пространства
•     Полифункциональность материалов
•     Вариативность среды
•     Доступность среды
•     Безопасность среды
Требования к результатам освоения ООПДО
Целевые ориентиры дошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
•     Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
•     Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:
Аттестация педагогических кадров;
•     Оценка качества образования;
•     Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;
•     Оценка выполнения муниципального задания;
•     Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста
(к 3-м годам)
•     Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
•     Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
•     Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
•     Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
•     Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
•     Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
•     У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Интегральные характеристики к завершению дошкольного образования
•     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
•     Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
•     Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
•     Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
•     У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
•     Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•     Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ИСТОЧНИК: https://dmdou4.edumsko.ru/activity/fgos/post/77227




Комментариев нет:

Отправить комментарий