Зона ближайшего развития – уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности.
Индивидуализация образования – построение
образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
Образовательная область – структурная
единица содержания образования, представляющая определенное направление
развития и образования детей.
Педагогическая диагностика – оценка
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего
планирования.
Самоценность детства – понимание
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся
система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ• Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в
общем развитии человека;
Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности ребенка;
• Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИндивидуализации дошкольного
образования;
• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений;
· Поддержки
инициативы детей в различных видах деятельности;
· Партнерства
с семьей;
• Приобщения детей к социокультурным нормам...;
• Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных
видах деятельности;
Возрастной адекватности (соответствия
условий, методов возрасту и особенностям развития).
ЗАДАЧИ• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
• Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала...
Объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…
• Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка.
ПРОГРАММА ДО• направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам
деятельности;
• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и развития детей, включая
пространственно-временные, социальные и деятельностные условия
(сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и
др.).
•
Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования
к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную
ситуацию развития личности ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ 1.
Социально-коммуникативное развитие
2.
Познавательное
развитие
3.
Речевое
развитие
4.
Художественно-эстетическое развитие
5.
Физическое
развитие
Социально-коммуникативное развитиеприсвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка
с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках;
формирование основ безопасности в быту,
социуме, природе.
Познавательное развитие•
Развитие любознательности и познавательной мотивации;
•
Формирование познавательных действий, становление сознания;
•
Развитие воображения и творческой активности;
•
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
стран и народов мира.
Речевое развитие•
Владение речью как средством общения;
•
Обогащение активного словаря;
•
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
•
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
•
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
•
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
•
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
•
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• Стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений
Физическое развитие•
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе
связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны);
•
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере;
•
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1. Предметная
деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами
и веществами.
3. Самообслуживание и действия с бытовыми
предметами (ложка, лопатка и др.).
4. Восприятие смысла музыки, сказок,
стихов.
5. Рассматривание картинок.
6. Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной
литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный
бытовой труд.
6. Конструирование из разного
материала.
7. Изобразительная (рисование,
лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
Структура Программы:
• Обязательная
часть – не менее 60% от общего объема;
• Часть,
формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%
Структура образовательного процесса:
1. Непосредственно
образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных
моментов).
2. Образовательная деятельность,
осуществляемая в режимных моментах.
3. Взаимодействие с семьями детей по
реализации Программы.
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы:
•
Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное
образование в данной организации;
•
Реализуемые Примерные программы;
•
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников;
•
Иные характеристики.
Требования к условиям реализации ООПДО
•
Психолого-педагогические условия
• Кадровые
условия
•
Материально-технические условия
• Финансовые
условия
Психолого-педагогические условия
•
Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с
детьми;
•
Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям...
•
Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
Возможность выбора детьми материалов,
видов деятельности;
· Вовлечение
семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Оценка индивидуального развития детей
Оценка проводится педагогом в рамках
педагогической диагностики (мониторинга).
Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных
задач:
1.
Индивидуализация образования
2. Оптимизация
работы с группой
Психологическая диагностика
• Используется при
необходимости;
• Проводят
квалифицированные специалисты;
• Только с
согласия родителей
Основные компетенции педагогического
работника:
• Обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
Поддержка индивидуальности и инициативы
детей через.. (указаны пути);
• Установление
правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
Построение развивающего образования
через…;
• Взаимодействие с
родителями по вопросам образования.
Требования к развивающей
предметно-пространственной
• Насыщенность
среды
•
Трансформируемость пространства
•
Полифункциональность материалов
• Вариативность
среды
• Доступность
среды
• Безопасность
среды
Требования к результатам освоения ООПДО
Целевые ориентиры дошкольного образования
– возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования
• Целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
• Освоение
программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций
воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить
непосредственным основанием при решении управленческих задач:
Аттестация педагогических кадров;
• Оценка качества
образования;
• Оценка как
итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в
рамках мониторинга;
• Оценка
выполнения муниципального задания;
• Распределение
стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Интегральные характеристики к началу
дошкольного возраста
(к 3-м годам)
• Ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
• Использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность
в бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной
и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Ребенок обладает
интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения
культуры и искусства;
• У ребенка
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
Интегральные характеристики к завершению
дошкольного образования
• Ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании
и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
• Ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
• Ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка
развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
• Ребенок может
следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок
проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения.
Реализация самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
ИСТОЧНИК: https://dmdou4.edumsko.ru/activity/fgos/post/77227
Зона ближайшего развития – уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности.
Индивидуализация образования – построение
образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
Образовательная область – структурная
единица содержания образования, представляющая определенное направление
развития и образования детей.
Педагогическая диагностика – оценка
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего
планирования.
Самоценность детства – понимание
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся
система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности ребенка;
• Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности
• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
· Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
· Партнерства с семьей;
• Приобщения детей к социокультурным нормам...;
• Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).
• Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала...
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…
• Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).
• Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
• Формирование познавательных действий, становление сознания;
• Развитие воображения и творческой активности;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формирование элементарных представлений о видах искусства;
• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами.
3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
5. Рассматривание картинок.
6. Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
Структура Программы:
• Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;
• Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%
Структура образовательного процесса:
1. Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.
3. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы:
• Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;
• Реализуемые Примерные программы;
• Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• Иные характеристики.
Требования к условиям реализации ООПДО
• Психолого-педагогические условия
• Кадровые условия
• Материально-технические условия
• Финансовые условия
Психолого-педагогические условия
• Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;
• Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям...
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
· Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Оценка индивидуального развития детей
Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
1. Индивидуализация образования
2. Оптимизация работы с группой
Психологическая диагностика
• Используется при необходимости;
• Проводят квалифицированные специалисты;
• Только с согласия родителей
Основные компетенции педагогического работника:
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);
• Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
Построение развивающего образования через…;
• Взаимодействие с родителями по вопросам образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной
• Насыщенность среды
• Трансформируемость пространства
• Полифункциональность материалов
• Вариативность среды
• Доступность среды
• Безопасность среды
Требования к результатам освоения ООПДО
Целевые ориентиры дошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
• Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
• Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:
Аттестация педагогических кадров;
• Оценка качества образования;
• Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;
• Оценка выполнения муниципального задания;
• Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста
(к 3-м годам)
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Интегральные характеристики к завершению дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
• Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ИСТОЧНИК: https://dmdou4.edumsko.ru/activity/fgos/post/77227

Комментариев нет:
Отправить комментарий